Однажды это случилось: мне в руки попал самый желанный и долгожданный мой DVD - "Аркадия Моей Юности" (да, моей :), год выпуска 1982! Несколько лет я облизывался, истекал слюнями, выуживая из паутины всю информацию о второй (из двух) великих (если угодно, достойных) картин Мацумото. О всех недостатках её я знал задолго до просмотра.С того момента, как я приобрёл себе "три девятки" (не три "девятки", просьба не путать), выжал из них все соки,  голод по качественным мацумотовским (да, это не всегда противоположные понятия) произведениям дал о себе знать. Скупая новые его "поделки", изучая старые, я с грустью понимал, что надежда у меня всего одна. Первый просмотр этого фильма был для меня действием священным, (позже ставшим утратившим суть ритуалом). Я готов был закрыть глаза не все ошибки, лишь бы работа оказалась качественной. Но вдруг выяснилось, что Аркадия почти не нуждается в поблажках - получился весьма приличная и высокобюджетная картина. Слёзы радости выступили у меня на глазах :)

 

          Аркадия Моей Юности" - пролог к нескончаемым странствиям Капитана Харлока и компании. Как и полагается, Мацумото решил впихнуть в этот фильм всю солянку, всё, что было вообще возможно впихнуть в двухчасовой мувик. Уместились даже "давние предки" Харлока и Точиро, (прозванные отечественными СМИ "людьми, похожими на Харлока и Точиро").При просмотре картины возникают частые ассоциации со старым немым кинематографом: персонажи часто переигрывают, в сюжетной линии возникают "аномалии",  герои массово жертвуют собой ради общего дела, предсмертные речи, сопровождаемые симфонической музыкой, демонстрируя невероятное стремление к жизни, затягиваются, а эта вездесущая алая роза ... Создатели пошли на всё в схватке за каждую обронённую зрителем скупую слезу, за то, чтобы связать воедино весь хаос мацумотовской мысли. Если в угоду драматизму сюжету приходится хромать, его  подпирают дощечкой - и порядок! 

 

          Фокусники, они преуспели в своём мастерстве, добившись отличного результата! "Аркадия" обладает уникальной атмосферой, фильм удался, а все анахронизмы гармонично вписались в общую картину и у любителя не вызовут насмешек. Однако, если (мело-)драматизм картины вас не зацепит, видимо, раздражение будут вызывать многие сцены.

 

          Враг... фильм замешан на борьбе с могучим противником, Илумидусскими Силами Оккупации Земли, возглавляемыми командующим Зедой, человеком умным, бесстрашным и достойным. Он не вмешивается в грязные дела, перепоручая их марионеткам, но берёт на себя ответственность за их провалы. Он - единственный в стане врага, кто понимает бессмысленность приказов, поступающих к нему, но, как верный солдат, честно воплощает их в жизнь. Такой образ врага лично мне весьма приятен... некоторой отстранённостью от банальных злодействодеяний. Идёт яростная схватка, но схватка рыцарей, где упавшему дают встать на ноги, а перерыв на обед - оплачиваемый. Выбирая между честью и эффективностью (победой), противники, не задумываясь, выбирают честь. 

 

          Рыцарская тема очень сильна в персонаже Харлока. Вот вам пример: Когда предок Точиро спрашивал у Фантома Ф. Харлока II о том, почему он воюет под железными крестами (за фашистов). Харлок отмахнулся: "считай это формой возвращения долга". Имеется в виду, что клан Харлоков обитал на территории, ныне ставшей Германской. А это долг рыцаря - служить королю в час войны. Сюжет насыщен событиями, искусно раскрывая зрителю историю встречи Харлока, Точиро и Эмеральдас, историю появления одного шрама и исчезновения одного глаза... Драму их изгнания.. 

 

          Хоть и чувствуется некоторая разница в подходе авторов к персонажам, сравнивая с тем же ГЭ 999, всё же, даже самому консервативному фанату это не доставит особых неудобств. Надо сказать, персонажи проработаны, в основном, отменно.

 

          Итог. "Аркадия Моей Юности" - вещь очень приятная и жизненно важная для любителей старых вещей. Тучей своих работ Мацумото перекормил народ. Капитан Харлок у многих ассоциируется со Звёздными Войнами. А зря. Просто, есть две "must-see-вещи": Галактический Экспресс 999 и Аркадия Моей Юности. Если смотреть только эти фильмы, не будет ощущения того, что "вселенная мацумото" мертва и статична, а персонажи бессмертны. Жизненность этих историй - несомненное достижение Мацумото, хотя потенциал его замечательных персонажей никогда не будет в должной мере воплощён.

 

(Оценка: 5-)